Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

«Рудный политехникалық колледжі» КМҚК

Профориентационный тест

Человек – ПриродаЧеловек – ТехникаЧеловек – ЧеловекЧеловек – ЗнакЧеловек – Художественный образ

все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, т.е. с природными объектами и явлениями. Объектом труда являются: живые организмы, растения, животные и биологические процессы.

Профессии данного типа связаны с:
• исследованием, анализом состояния и условий жизни растений или животных, изучением живой и неживой природы, описанием, изысканием (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, генетик, ботаник, зоолог, метролог и др.);
• выращиванием и уходом за растениями и животными (лесник, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, лесовод, фермер, зоотехник и др.);
• профилактикой, восстановлением и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, эколог, лесовод, врач карантинной службы и др.);
• преобразованием и переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и др.);
• обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
• заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.)

Профессионально важные качества: наблюдательность, склонность к систематизации, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.

Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются через довольно длительное время, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногдав трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

все технические профессии, профессии, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками. Объектом труда служат: технические системы и объекты (механизмы, машины, аппараты, установки), материалы и виды энергии.

Профессии данного типа связаны с:
• созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (специалисты по изготовлению деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях; слесарно-сборочные, монтажные, электромонтажные, строительно-отделочные специалисты; специалисты по добыче и переработке промышленного сырья, изготовлению пищевых продуктов, т.е. проектировщик, конструктор, инженер, радиомонтажник, сварщик и др.);
• эксплуатацией технических средств и устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами, например, водитель, тракторист, слесарь, токарь, швея и др.);
• обслуживанием технических объектов (специалисты по наладке и обслуживанию оборудования, управлению станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
• восстановлением и ремонтом технического оборудования, изделий (механик, электромонтер, радиомеханик и др.);
• изучением (специалисты по контролю и анализу качества изделий и механизмов, специалисты по испытанию качества изделий).

Профессионально важные качества: технический склад ума, пространственное воображение, склонность к практическому труду, эмоциональная устойчивость.

Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.

все профессии, связанные с работой с людьми, с обслуживанием людей, с общением. Объектом труда являются: люди, группы, коллективы.

Профессии данного типа связаны с:
• медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медсестра и др.);
• воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детдомов, преподаватель в школах и др. учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту, гувернер и др.);
• бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, парикмахер, вахтер и др.);
• правовой помощью и защитой (судья, адвокат, работник милиции, юрист, участковый инспектор и др.);
• защитой общества и государства (военнослужащий, юрисконсульт, милиционер, инспектор и др.);
• информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор и др.);
• организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и др.);
• изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и др.).

Профессионально важные качества:
• развитые коммуникативные способности;
• эмоциональная устойчивость;
• быстрая переключаемость внимания;
• наблюдательность;
• организаторские способности.

Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.

все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, большинство профессий связано с переработкой информации. Объектами труда являются: условные знаки, шифры, коды, таблицы, цифры, числовые значения, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны с:
• текстами на родном или иностранном языках, восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик и др.);
• цифрами, формулами, таблицами, преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, кассир, статистик, почтальон, программист, оператор ПК и др.);
• чертежами, схемами, картами (штурман, чертежник, картограф, геодезист, конструктор, инженер-технолог, копировальщик и др.);
• звуковыми сигналами, шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (радист, телефонист, стенографист, звукооператор, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и др.);
• управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
• составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.).

Профессионально важные качества: способность к математике, развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, склонность к общению, аккуратность и усидчивость.

Психологические требования профессий «человек-знак»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.

все творческие специальности. Объектом труда этих специальностей служат: художественные образы, способы их построения, их роли, элементы и особенности.

Профессии данного типа связаны с:
• созданием, преобразованием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер и др.);
• воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяркраснодеревщик и др.);
• воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.)

Профессионально важные качества: яркое воображение, образное мышление, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности, развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей