Оценивание как инструмент повышения качества образования
Повышение квалификации. Областной семинар-тренинг для мастеров производственного обучения «Оценивание как инструмент повышения качества образования».
22 февраля 2021 года в онлайн режиме состоялся областной семинар-тренинг в рамках работы учебно-методического объединения мастеров производственного обучения по теме: “Оценивание как инструмент повышения качества образования”.
В данном семинаре участвовали мастера со всех учебных учреждений технического и профессионального образования Костанайской области.
Целью данного семинара было ознакомление преподавателей с балльно-рейтинговой системой оценивания в сравнении с традиционной системой.
Один из актуальных вопросов был рассмотрен на данном заседании о полном переходе учреждений ТиПО на балльно-рейтинговую систему оценивания в новом учебном году, так как в настоящее время обновление коснулось только первокурсников.
Повышение качества образования – это один из сложных организационных моментов, проходящий в несколько этапов. Модульно-компетентностный подход – один из таких этапов современного качественного образования. Соответственно оценивания знаний, умений и навыков тоже является неотъемлемой частью качественного образования.
Традиционная система оценивания, как казалось, закреплённая на века, в современном мире не даёт чётких границ уровня знаний обучающихся, в отличии от балльно-рейтинговой системы оценивания, имеющая множество уровней оценивания.
По окончанию семинара модераторами была проведена рефлексия, где всех мастеров разделили на 3 группы для обсуждения главного вопроса: “Сравнение традиционной системы оценивания (плюсы и минусы) с балльно-рейтинговой системой оценивания (плюсы и минусы)”. В группах обсуждались моменты, применяемые при оценивании традиционной системы и моменты с балльно-рейтинговой системой.
Как показала практика, все преподаватели, преподающие на первых курсах, столкнулись с трудностями при разработке документации и системы оценивания, так как помимо основных изменений в документации необходимо разрабатывать оценочные листы для разработки качественных и полных критериев оценивания.
Плюсами данной системы является высокие критерии оценивания в том, что обучающийся более чётко понимает свой уровень знаний и требований, необходимых для достижения более высоких буквенных баллов.
Согласно таксономии Блума, обучающийся сможет производить анализ и синтез полученных знаний, применять на практике, проводить эксперименты и т.д.
Минусами такой системы является дополнительная нагрузка для преподавателей в изменении и дополнении учебно-планирующей документации.
Незнакомство с данной системой оценивания и постоянное наличие шпаргалки с баллами и буквенными эквивалентами, так как все привыкли к пятибалльной системе оценивания до “автоматизма”.
Также одним из минусов данной системы оценивания это применение её при прохождении производственных и профессиональных практик. Наставникам на производстве будет практически невозможно самостоятельно оценивать практикантов по буквенной системе.
На данный момент у мастеров производственного обучения и других преподавателей возникает много спорных вопросов о замене традиционной системы на балльно-рейтинговую систему в производственном обучении.
Как считаю я, это дело времени, также, как и переход на модульно-компетентностный подход обучения.
Кошкарёв Дмитрий Александрович, мастер производственного обучения