Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

«Рудный политехникалық колледжі» КМҚК

Оценивание как инструмент повышения качества образования

Повышение квалификации. Областной семинар-тренинг для мастеров производственного обучения «Оценивание как инструмент повышения качества образования».

22 февраля 2021 года в онлайн режиме состоялся областной семинар-тренинг в рамках работы учебно-методического объединения мастеров производственного обучения по теме: “Оценивание как инструмент повышения качества образования”.

В данном семинаре участвовали мастера со всех учебных учреждений технического и профессионального образования Костанайской области.

Целью данного семинара было ознакомление преподавателей с балльно-рейтинговой системой оценивания в сравнении с традиционной системой.

Один из актуальных вопросов был рассмотрен на данном заседании о полном переходе учреждений ТиПО на балльно-рейтинговую систему оценивания в новом учебном году, так как в настоящее время обновление коснулось только первокурсников.

Повышение качества образования – это один из сложных организационных моментов, проходящий в несколько этапов. Модульно-компетентностный подход – один из таких этапов современного качественного образования. Соответственно оценивания знаний, умений и навыков тоже является неотъемлемой частью качественного образования.

Традиционная система оценивания, как казалось, закреплённая на века, в современном мире не даёт чётких границ уровня знаний обучающихся, в отличии от балльно-рейтинговой системы оценивания, имеющая множество уровней оценивания.

По окончанию семинара модераторами была проведена рефлексия, где всех мастеров разделили на 3 группы для обсуждения главного вопроса: “Сравнение традиционной системы оценивания (плюсы и минусы) с балльно-рейтинговой системой оценивания (плюсы и минусы)”. В группах обсуждались моменты, применяемые при оценивании традиционной системы и моменты с балльно-рейтинговой системой.

Как показала практика, все преподаватели, преподающие на первых курсах, столкнулись с трудностями при разработке документации и системы оценивания, так как помимо основных изменений в документации необходимо разрабатывать оценочные листы для разработки качественных и полных критериев оценивания.

Плюсами данной системы является высокие критерии оценивания в том, что обучающийся более чётко понимает свой уровень знаний и требований, необходимых для достижения более высоких буквенных баллов.

Согласно таксономии Блума, обучающийся сможет производить анализ и синтез полученных знаний, применять на практике, проводить эксперименты и т.д.

Минусами такой системы является дополнительная нагрузка для преподавателей в изменении и дополнении учебно-планирующей документации.

Незнакомство с данной системой оценивания и постоянное наличие шпаргалки с баллами и буквенными эквивалентами, так как все привыкли к пятибалльной системе оценивания до “автоматизма”.

Также одним из минусов данной системы оценивания это применение её при прохождении производственных и профессиональных практик. Наставникам на производстве будет практически невозможно самостоятельно оценивать практикантов по буквенной системе.

На данный момент у мастеров производственного обучения и других преподавателей возникает много спорных вопросов о замене традиционной системы на балльно-рейтинговую систему в производственном обучении.

Как считаю я, это дело времени, также, как и переход на модульно-компетентностный подход обучения.

Кошкарёв Дмитрий Александрович, мастер производственного обучения